Учи-учи

Построение композиции в фотографии

100228_original[1]

Построение композиции в фотографии – это размещение объектов в кадре таким образом, чтобы образовалось их гармоничное сочетание, т.е. главный объект зрительно выделялся, а второстепенные подчёркивали общую идею фотографии. Композиция для фотографов во многом подобна композиции для художников, архитекторов и других творческих профессий. Правильная композиция в фотографии важна не меньше, чем технические возможности фотоаппарата.
Понимание и чувство композиции кадра приходит не сразу. Существуют специальные курсы, обучающие основам построения композиции. Опытные фотографы объясняют, что такое композиция в кадре, каковы принципы композиционного построения и в чём секрет идеальной фотографии. Многие начинающие фотографы считают это лишней тратой времени и денег. И совершенно напрасно, т.к. не научившись понимать композицию, невозможно сделать действительно профессиональную фотографию.

Базовые правила построения композиции

  • Построение кадра в фотографии начинается с определения ключевых точек. Следует разделить кадр на 9 частей (три вертикальных и три горизонтальных деления). Места пересечения этих линий больше всего подходят для главных объектов данной фотографии;
  • Кадр должен быть максимально простым для зрителя. Не нужно нагружать кадр множеством объектов, если для передачи художественного смысла достаточно одного центрального объекта;
  • Старайтесь подчеркнуть геометрию объектов (линия горизонта, линии архитектуры). Композиция из прямых линий не должна искривляться и искажаться, если это не задумано как спецэффект;
  • Формы объектов должны сочетаться между собой. Правила построения кадра для чётких и округлых линий – различные. Экспериментируйте с формами и их комбинациями, чтобы определить идеальный кадр;
  • Чтобы объекты на фотографии смотрелись максимально естественно, фотоаппарат нужно держать на том уровне, с которого обычно смотрят на объект (например, портрет лучше снимать на уровне глаз). Съемка сверху зрительно уменьшает объект, а съемка снизу – наоборот, увеличивает;
  • Смысловой центр лучше расположить в правой части кадра, так как предмет справа мозг автоматически оценивает как главный. Старайтесь избегать симметричного разделения кадра по вертикали, если обе части одинаковы – такая композиция кадра нелогична для восприятия. В этом случае зритель не сможет определить, какая часть фотографии является смысловым центром;
  • Композиция в кадре, где есть движущийся объект, должна содержать пустое пространство перед объектом – это передаст динамику движения;
  • Основной объект должен контрастировать с фоном. Это, казалось бы, всем известное правило имеет множество нюансов. Контраст может быть не только цветовой, но и геометрический, текстурный, смысловой. Именно контрастность выделяет объект и формирует основной посыл фотографии;
  • Экспериментируйте с углом съемки и расстоянием. Стандартные принципы построения кадра могут лишить фотографию «изюминки».

Основам построения композиции будет очень сложно научиться самостоятельно – для этого потребуется не один год и не одна тысяча неудачных кадров. Чтобы узнать, как построить композицию, но при этом сохранить оригинальность каждого кадра, лучше всё-таки пройти специальные курсы. Это не займёт много времени и не разорит начинающего фотографа, но даст хорошие навыки композиции для фотосессии и других видов съемки. Средства, потраченные на обучение, впоследствии окупятся с лихвой, если пройти его добросовестно и навсегда усвоить правила построения кадра.